Открытие - Система времен английского глагола. Взгляд с противоположной стороны.

  Рейтинг сайтов YandeG

                

 

                              DoMyEnglish.Ru

Думай Инглиш - Сайт для учителей и учащихся,

 для всех, кто хочет научиться думать по-английски,

 или научить других.          

Открытие - Система времен английского глагола. Взгляд с противоположной стороны.

 

                                     Never trust a dog to watch your food.

        

12. Открытие. Система времен английского глагола. Взгляд с противоположной стороны.


Я уже не боюсь этого слова. Привык. А сначала было страшновато. Замахнуться на первоосновы! На святое! И, главное, кто!? Какой-то Тютькин!
Ну, поехали? (и махнул, как водиться, рукой).

 

Определения

Глагол 

"ГЛАГОЛ м. слово, речь, выражение; | словесная речь человека, разумный говор, язык. | Грам. часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние, страдание".

Это определение из словаря Даля пожалуй единственное, не утыкающее нас носом в языкознание, от которого, мне и хотелось бы Вас избавить.


Да, это слова, которые мы употребляем для того, чтобы сказать о действиях.

 

 А действия – это, согласитесь, процесс, нечто происходящее во времени.

И любое действие подразумевает результат. Печем блины – стопка растет со временем. Идем – увеличивается количество шагов, или пройденных метров. Как говорили КВНщики: "Как ты сюда пришел? – Путем последовательного переставления ног".


Можно было бы уже перейти к главному, но если не поразмышлять о времени, в течение которого действие происходит, можно упустить что-нибудь важное.

Время 

"Наше времяисчисление ведется от Рождества Христова.
ВРЕМЯ ср. длительность бытия; последовательность существования; продолжение случаев, событий; дни за днями и века за веками; последовательное течение суток за сутками.

 
Время за нами, время перед нами, а при нас его нет.  Было времячко - ела кума семечко, а ныне, и толкут, да не дают. Пению время, а молитве час. Время деньгу дает, а на деньги и времени не купишь. Сила во времени. 


Грамматич. изменение глагола, для означения действия или состояния настоящего, прошедшего и будущего".


Даль сказал даже больше, чем я хотел. Хороши пословицы?


Вспомните еще с чего начинали изучение истории в школе. Это "линия времени" с начальной точкой отсчета от рождества Христова (или от сотворения мира, или основания Рима). 


Нас в истории, наверное, больше всего интересуем мы сами.  Смело ставим себя на линию времени! 


Впереди – прекрасное будущее. Все эти скоро, через час, потом.

Позади – то, о чем  будем рассказывать немилосердно привирая, своим внукам. Это – прошлое.

А теперь, скажите-ка мне, что такое настоящее время? Такое привычное грамматическое понятие?

Мамма мия! Исчезло настолько, что поместилось в точке ни линии времени у нас под ногами! Сзади – прошлое, впереди – будущее. А настоящее вместе с нами катит по оси времени, превращаясь в прошлое и не догоняя будущее. Парадокс!

 


Аспекты речи

Аспект (от лат. aspectus - вид), точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие.

Спросите: - А где же открытие? Вместо того чтобы что-то открыть – взял да и закрыл настоящее время!

Ну, во-первых, не я первый. Я пословицы о времени специально не подбирал - скопировал статью из словаря, вставил, лишнее вырезал…. Но на почти первом месте оказалась поговорка – "Время за нами, время перед нами, а при нас его нет". Наверное, не случайно.

А во-вторых – сейчас я его обратно открою.

Я все это пишу уже довольно давно.
(Употребляю "несуществующее" настоящее время, хоть и имеются в виду мои действия в прошлом, продолжающиеся с неважными для нас перерывами уже довольно долго и даже в настоящий момент).

А о временах глагола впервые написал где-то лет шесть назад.
(Событие произошло, имеется результат – тетрадка с моими записями. Довожу это до Вашего сведения с помощью прошедшего времени. Нам, русскоязычным, на результат всегда было наплевать. Главное – наказать невиновных и наградить непричастных, как говорили при социализме о результатах подвига).

И сейчас я объясняю все времена глагола за один урок.
(Опять настоящее время, хоть речь идет о моих действиях в прошлом, просто я сообщаю Вам об этом сейчас, и не утверждаю, что при этом добиваюсь результата).


То, что в скобках – аспекты речи.


И нам, по большому счету, наплевать на философское понятие времени.

Вот об этих аспектах нам и придется поговорить, чтобы разобраться, как выражать свои мысли о действиях, происходящих в разное время.
Не время тут главное, а наше отношение к нему.

 

Суть открытия

 

Не нужны,оказывается таблицы времён глагола. Не нужны громоздкие определения вемён глагола. Как так? А нет никаких времён глагола. Что же есть? Сейчас скажу.

 

В графике сила!

 

Ну его на фиг, этот график!
Так говорили мы, студенты, просто для красного словца, понимая, что обойтись без графиков для описания любого процесса невозможно. 

Одного из однокашников прозвали Ганс. Потому, что он знал наизусть несколько страниц из таблицы логарифмов. А Гансом звали популярную в то время лошадь, выступавшую в цирке с арифметическим номером – он могла считать до четырех.

Возвращаясь к нашим временам глагола, хочется спросить, а нас с Вами, не уподобляют ли этим двум Гансам? За какие грехи мы должны заучивать наизусть таблицы, которые, как известно любому инженеру, служат подготовительным этапом к построению графика?

Чем график отличается от таблицы? Посмотрите на таблицу значений синуса для разных углов. Цифры, цифры, цифры…. Взглянем теперь на синусоиду. Сразу видно, что процесс все время повторяется, так что нет смысла заучивать все значения.
Ну, наглядно все видно по графикам! В графике сила!

Начинаем строить.

Хотим рассказать о действии (состоянии). О любом.

Например, печем блины, мои любимые во всех аспектах.

Это процесс? Ну да! Вот еще ничего нет. Ставим точку отсчета. Где? Да на линии времени, конечно.

Испекли первый блин. Облизнулись и положили на тарелку. Есть первый результат. Пока пекли, да облизывались, прошло время. Откладываем его на оси времени и в этой точке показываем нашу гордость – результат на оси результатов.

Прошло еще время, выросла стопка блинов – откладываем его, показываем результат.



И результатом может быть все, что угодно – шаги, если идем, страницы, если читаем и так далее.
Соединили точки, построили какую-то линию. Что она нам дает? Пока, прямо скажу – ничего. 

Как инженер, должен заметить, что то, что мы построили – весьма упрощенно представляет сам процесс. Нет никаких остановок для того чтобы попробовать свою продукцию и добавить соли (сахара), а если идем – не видно, где мы бежали вприпрыжку, а где тащились нога – за ногу. В жизни так не бывает.

 А теперь как учитель, скажу – а нам оно и не надо. 
Нам надо разобраться, какими словами выразить всю многогранную работу нашей мысли так, чтобы Ваш собеседник понял Вас. 

У меня и на уроках по не вполне понятной причине, сказанное вызывает ассоциации с анекдотами. Можно бы это было терпеть, если бы все они были приличными. А то, бывает, сам посмеешься, к недоумению учеников, а рассказать нельзя. Вот и сейчас  опять.
Ну, Вам-то можно:
Что такое дипломатия? Это искусство так нагадить человеку в душу, чтобы у него во рту надолго сохранился нежный привкус лесных ягод.

Это, видимо, к многогранной работе мысли и ее выражению в словах.

 

II. Система времен английского глагола. Взгляд с противоположной стороны

Противоположной чему? 


Грамматика у нас обращена вроде бы лицом к изучающему язык. 
И мы, вроде как, должны склониться перед ее величием и безропотно изучать.


И вот я ее в значительной степени изучил. В школе, в институте, на курсах, самостоятельно, затем, в процессе преподавания в школе. Не дает она знания языка.

Предлагаю поспорить, я не против поменять свое мнение, если аргументы весомы и убедительны. Мнение - мнением, а истина – истиной.


Я утверждаю, что знание грамматики русского языка тоже не имеет никакого отношения к знанию русского языка!

 
Думаю, что даже смогу это доказать.

Вот Вам небольшой такой диктант из одного предложения. Я предлагал его учителям русского языка, знатокам грамматики. И они делали как минимум 5 ошибок. 


Приступаем:


На до--атой тер-асе_ в тени ак-аций_ под ак--мп-н-мент ви-л-нчели, кол-ежская ас-ес-орша Аг-рип-ина Сав-ишна по-ч-вала и--под-тишка обер-церемон--мейст-ра Ап-ол-она Фад-евича.


Рад за Вас, если Вы не испытали трудностей.


Все слова здесь знакомые, когда-то слышанные или прочитанные. Но последний раз мы их употребляли, дай Бог памяти, в каком это году….

 
Так и в английском. Можно заучить слова – методов много. Но если не будем пользоваться – они из оперативной памяти переместятся в винчестер, куда-нибудь на диск D, и мы сначала забудем, как они пишутся, а затем, мы будем только вспоминать, где же я слышал это слово?

Так что, грамматика не причем. Пользуемся английским: читаем, пишем письма, дневники, учимся понимать песни и фильмы. Как это упростить, я попозже подскажу.

А пока взглянем на времена английского глагола с точки зрения тех, кто ее создает - обычного человека.

 

ll. Система времен английского глагола

Не побоюсь повториться, поскольку это важно.

 
Нет у глагола никаких времен. Это о любом действии, можно рассказать, как о происходящем в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Что там мы узнали об аспектах действия? Это… ну… типа, то, что мы хотим выразить своими словами о каком-то действии.

Давайте под словом Tense понимать аспект, то есть наше отношение к этому действию.


Тогда заголовок будет:

Употребление английского глагола для описания различных аспектов действий, происходящих в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Если воспользоваться цитаткой из анекдота: 
- Ну и нескладно! 
– Зато – правда!

                                                      

В самую точку!






Возьмем ученика. Юру, например, 




                                        
И любую точку на графике любого глагола. Ну, скажем, to vodka….

И поставим его в эту самую точку.








Вся грамматика на основе глагола "to vodka" есть у меня на сайте http://domyenglish.ru/p66aa1.html. Автор неизвестен, что не мешает пользоваться и получать удовольствие. Я его взял, кажется у узбекских полиглотов, у них хороший сайт. От меня, этот файлик пошел дальше - в блог Милы Хэйл http://domyenglish.ru/p85aa1.html, берите и Вы.


Немножко о существительном.

Молодцы эти англичане! Буквально любое слово, обозначающее предмет (существительное), у них может использоваться в качестве  обозначения действия, этим предметом совершаемого. В русском языке это тоже встречается. Например "лопатить".


 А попробуйте перевести одним словом "to water". "Водянить"? По-русски это не катит, а по-английски - все они только так и говорят.
И мы с Вами будем. Не нравиться "водянить", скажите так, как Вам нравится, но это будет уже по-английски.

Продолжаем разговор.

Что же он в этой самой точке видит?

Да тут вообще ничего нет, кроме момента времени и результата! Значит надо пользоваться тем, что есть.

И здесь грамматика отступает, потому, что только от нас зависит, как мы собираемся наше действие описать.

 Если мы хотим рассказать, что видели Юру (или слышали, или знаем что), то это, как мы помним, Simple, со всем его порядком слов, глаголом to do и прочими - s на конце. Позже мы ещё вернёмся к нему.

Continues (progressive) tenses.


Лингвисты хотели сказать – продолженное (развивающееся) время (глагола). Ну, ну…


Это можно пропустить.


Заглянем в словарь. 
Continues (почему-то с s на конце, значит третье лицо)!
Продолжается
Progressive
1. Передовой
2. Последовательный; поступательный
3. Постепенный
4.  Пропорционально увеличивающийся
Tense
1) напрягать(ся), натягивать(ся) 
2) создавать напряжение; возбуждать.

Пожалейте учеников, которые, как и я, пытались понять, что имелось в виду!
Они не виноваты, что с помощью такой вот зауми, на пустом месте формируется целая наука (это я о педагогической, с языкознанием уж Бог с ним), кандидатские и докторские степени и прочие блага. 


 

А на самом деле – все гораздо проще...

 

 Вперёд на ll. Система времен английского глагола
1. Continues (progressive) tenses.

 

 Copyright ©Ястребов Владимир Игоревич 15.12.09г.-09.12.14г.-19.06.16г.

 

                 

 

    sherlok holms   

Пользовательского поиска
             

 


 Let's have fun

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".